среда, 7 апреля 2010 г.

Жюри о конкурсантах: «Кубановедение»

Третий конкурсный день начался с подведения итогов работы в номинациях председателями номинационных жюри. Предлагаем вашему вниманию текст выступления Валентины Владимировны Апестиной, директора СОШ № 50 — председателя жюри номинации «Кубановедение».

Номинация «Кубановедение» самая молодая и специфичная. Педагогическая специальность «учитель кубановедения» отсутствует, и педагог, осуществляющий преподавание данного курса, больше других учителей рискует быть дилетантом, так как структура учебного курса требует от него освоения методических и дидактических особенностей предмета, составляющего содержание представленных в программе тематических разделов.

Учитель кубановедения находится в постоянном поиске не только нетрадиционных форм проведения уроков, как требует программа, но и способов и источников информации, которая бы обеспечивала соблюдение историко-культурологического принципа её построения. Учителя начальных классов — самая широкая педагогическая среда, обеспечивающая реализацию курса кубановедения как самостоятельной учебной дисциплины. Именно ими были представлены конкурсанты номинации «Кубановедения».

Самопредставления всех без исключения конкурсантов касались вопросов актуальности и обоснованности наличия курса кубановедения в учебном плане, которые, по их мнению, заключаются в том, что информация о своей семье, населённом пункте и родном крае позволяет учащимся сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права и обязанности.

В конкурсном задании «Моя педагогическая концепция» участницы были единодушны в выборе приоритета педагогической деятельности учителя кубановедения, который определён одной из задач курса: развитие познавательного интереса, а через него развить потребность в изучении всех наук, познать удивительный мир Кубани, России, всего мира.

Итак, участница под № 13, Виктория Юрьевна, по мнению номинационного жюри — самая стрессоустойчивая конкурсантка. Выстраивая свою педагогическую концепцию, руководствовалась утверждением, что учитель должен выработать стратегии в отношениях ученика и учителя. При этом учитель в своей деятельности руководствуется верой в безграничные возможности ученика и чувством любви к ученику и профессии. Содержание курса конкурсант выстраивает как череду взаимосвязанных эпизодов истории Кубани с сложившимися культурными, этнонациональными традициями, географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края, богатством и разнообразием его флоры и фауны. Задача учителя — сделать этот эпизод как можно более красочным, запоминающимся, воспитывающим эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребёнка через развитие его творческих способностей.

Участница под № 23, Юлия Хазретовна. Эпиграфом к своей педагогической концепции выбрала слова поэта: «Не может быть Родина малой с такой великой душой». Её педагогическая концепция, опираясь на организацию общения школьников с богатой палитрой природной среды, активизацию эмоционально-личностной сферы ребёнка является хорошей базой для воспитания у младших классов чувства ответственности за свою малую Родину и чувства уважения перед теми, кто открывал, осваивал и защищал земли Кубани, приведет к развитию креативных возможностей личности школьника.

Участница под № 35, Наталья Николаевна. На первый план её педагогической концепции вынесена воспитательная доминанта программы курса. Ссылаясь на классическую педагогику, утверждает, что «истинный предмет учения в приготовлении человека быть человеком». Поэтому формирование ценностных ориентаций гражданина и патриота является приоритетом в её целеполагании при организации учебной исследовательской и поисковой деятельности учеников. Итогом изучения курса кубановедения учениками начальных классов должна стать потребность в изучении кубановедения как жизненная необходимость.

Участница под № 66, Анна Алексеевна. «Краевед — это, прежде всего, маленький Колумб», — утверждает она в своей педагогической концепции, то есть тот, кто способен быть первооткрывателем. Исходя из этого, именно младших школьников она ориентирует не столько на получение готовых знаний, сколько на самостоятельное приобретение знаний на основе предлагаемых источников, исследовательском поиске учащимися новых источников знаний с последующим их анализом. «Если ученик начинает ставить вопросы, — это значит только одно — его ум заработал». Этот подход обеспечивает комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте, адекватное современному уровню знаний. В результате, изучение многих из разделов программы реализуется как проект. Итоги проектной деятельности учащихся представлены Анной Алексеевной в мультимедийной презентации опыта работы. Учебное пособие «Азбука Краснодара» — опыт данной конкурсантки, достойный самого широкого обобщения и распространения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий